Цены на акции росли в течение нескольких месяцев, несмотря на больную, разрушенную пандемией экономику . Теперь они кажутся невосприимчивыми к чему-то еще более тревожному: разрушению американской демократии.
Шокирующие события прошлой недели, когда американский президент спровоцировал толпу на противостояние законодателям, готовящимся подтвердить его поражение на выборах, вызвали тревогу по поводу здоровья правительственных институтов США.
Но политический распад страны должен значительно усугубиться, прежде чем он собъет с толку финансовые рынки, считают аналитики. Это хорошая новость для инвесторов, но это также означает, что Уолл-стрит вряд ли станет тормозом для дальнейшего ухудшения институциональной среды.
Об этом мы сегодня поговорим с нашим экспертом из компании РосПремьерИнвест – Никитой Бесхлебновым.
Рынок безразличен к политике. Нам нравится думать, что демократия лучше. Но, в конце концов, инвесторов это, похоже, не особо заботит.
Тем не менее, если насилие и восстание усилятся, средние американцы в конечном итоге смогут заплатить. Вся экономика извлекает выгоду из пулов глобального капитала, инвестированного в акции и облигации США. Если инвесторы потеряют веру в систему США, последствия будут ощущаться на Мейн-стрит.
Если у глобальных инвесторов вдруг появятся подозрения в отношении политической системы США, что она нестабильна, они перестанут покупать их долги. Так что процентные ставки в США будут расти. Ставки по ипотеке вырастут. Когда процентные ставки растут, это плохо для фондового рынка. Есть много действительно ужасных сценариев, которые могут разворачиваться.
Драма прошлой недели была напоминанием о том, что экономика США стоимостью 21 триллион долларов зиждется на политическом фундаменте - согласии управляемых, верховенстве закона, свободе слова, - что позволяет людям рассчитывать на равные условия в борьбе за богатство.
Все это казалось под угрозой на прошлой неделе, когда неуправляемая толпа сторонников Трампа прорвалась через полицейские баррикады и обыскала офисы в Капитолии, прервав работу законодателей, удостоверявших победу на выборах избранного президента Джо Байдена.
Рынки во всем мире смотрят на них, и что они видят? Огромная политическая дисфункция. Вы не можете поверить, как все ошеломлены. Тем не менее наблюдатели рынка не ожидают, что крах демократии в ближайшее время снизит цены на активы. С этой точки зрения, система США, хотя и разбита и находится под угрозой, устояла.
Попытка Трампа убедить вице-президента Пенса превысить свои конституционные полномочия и отменить ноябрьскую победу Байдена провалилась. Конгресс официально признал демократа следующим президентом после того, как десятки федеральных судей, в том числе назначенные Трампом, заблокировали его вызовы на выборах. А средства массовой информации постоянно информируют граждан о интригах президента.
Аналитики считают, что несмотря на насилие в Вашингтоне на прошлой неделе и опасность повторения таких акций, финансовые и политические условия почти идеальны для акций.
Итоги ноябрьских выборов означают, что у Байдена будет достаточно поддержки, чтобы делать то, что нравится инвесторам, но не достаточно, чтобы делать то, что им не нравится.
Демократический контроль над Сенатом, позволит Байдену получить через Конгресс предложения по стимулированию экономики.
Но с учетом того, что верхняя палата разделена на 50 на 50, демократы должны полагаться на Камалу Д. Харрис в качестве вице-президента, чтобы разорвать любые связи, обрекая прогрессивный список желаний, который ненавидит Уолл-стрит, например, бесплатное медицинское обслуживание для всех или резкое повышение подоходных налогов.
Финансовые условия еще более благоприятные. Поскольку Федеральная резервная система планирует удерживать процентные ставки около нуля в течение многих лет, затраты по займам для бизнеса останутся низкими, а акции не столкнутся с конкуренцией со стороны облигаций за денежные средства инвесторов.
С 23 марта, пандемического минимума рынков, средний промышленный индекс Доу-Джонса вырос примерно на 67 процентов. Индекс голубых фишек впервые достиг 31 000 7 января, на следующий день после бунта в Капитолии.
Впечатляющая доходность акций является напоминанием о том, что рынок измеряет только один финансовый показатель: перспективы будущих доходов компаний. Хотя политики часто говорят о рынках, как будто они представляют собой всеобъемлющий отчет о состоянии экономики, они этого не делают.
Конечно, внешние события могут временно столкнуть инвесторов. Но если они не представляют собой длительного изменения способности компаний зарабатывать деньги, даже худшее развитие событий становится всего лишь пятном на экранах трейдеров.
Несколько дней были потенциально более тревожными, чем 22 ноября 1963 года. Убийство президента Джона Ф. Кеннеди в тот день напугало американцев и снизило промышленный индекс Доу-Джонса почти на 3 процента. Тем не менее, когда через четыре дня после похорон президента торговля возобновилась, акции восстановили утраченные позиции за одну торговую сессию, а затем продолжили свой рост в течение дополнительных 2,5 лет.
Тем не менее, нетрудно вызвать в воображении причины для беспокойства по поводу текущих перспектив США. Мэр Вашингтона призывает американцев из соображений собственной безопасности избегать инаугурации 20 января. Уходящий президент только что стал первым главой исполнительной власти в истории страны, которому второй раз был объявлен импичмент. И несмотря на то, что тысячи вооруженных солдат Национальной гвардии окружают Капитолий, есть опасения, что толпа может вернуться.
6 января было больше, чем протестом, который вышел из-под контроля. Федеральные прокуроры могут обвинить некоторых из тех, кто причастен к «подстрекательству к мятежу и заговору», уголовному преступлению, наказуемому лишением свободы на срок до 20 лет. ФБР предупредило, что правые экстремисты планируют вооруженные протесты в Вашингтоне и столицах всех 50 штатов, которые начнутся позже на этой неделе и, возможно, продлятся до инаугурации. Опросы общественного мнения показывают, что значительный процент республиканцев отвергают легитимность Байдена, оставляя правительству решать долгосрочные задачи.
Тем не менее, инвесторы спокойно относятся к этой суматохе. Индекс Доу -Джонса остается выше уровня 30 392, достигнутого 5 января, за день до неудачного восстания. Доллар США также незначительно вырос по отношению к основным мировым валютам с прошлой недели.
Если инвесторы настроены оптимистично, это может быть связано с тем, что страна пережила множество потрясений за свою почти 245-летнюю историю.
Например, в течение 18-месячного периода в 1971-1972 годах ФБР сообщало в среднем о более чем пяти внутренних взрывах, совершаемых радикальными группировками каждый день - в общей сложности более 2500 взрывов. История жестоких подпольных движений той эпохи. Тем не менее, в течение этого периода акции росли в среднем на 10 процентов в год.
Спустя четверть века страну потрясло известие о том, что у президента Билла Клинтона роман с молодым сотрудником Белого дома. Инвесторы пожали плечами.
За 13 месяцев с момента первоначального раскрытия информации до оправдания президента по обвинению в импичменте индекс Доу-Джонса вырос почти на 20 процентов.
Демократия не требуется для экономического роста. В качестве доказательства того, что авторитарные экономики могут расти впечатляюще, достаточно взглянуть на Китай, который ежегодно рос более чем на 9 процентов в течение последних 30 лет.
Инвесторы также получили солидную прибыль от Турции, несмотря на сильное правление президента Реджепа Тайипа Эрдогана. Индекс Стамбула вырос на 57 процентов после валютного кризиса в августе 2018 года.
Некоторые эксперты, оценивающие политические риски в развивающихся странах, все более внимательно изучают Соединенные Штаты. Мередит Уилсон, исполнительный директор Emergent Risk International, которая консультирует корпорации и инвестиционные компании, начала уделять больше времени оценке внутренних условий в США, поскольку руководителям корпораций было трудно понять намерения Трампа.
Компании боялись вызвать недовольство непостоянного президента и оказаться под прицелом его аккаунта в Twitter и изо всех сил старались не отставать, поскольку новые политики объявлялись и отменялись без предупреждения.
Еще до нападения на Конгресс Уилсон сказала, что ожидала роста экстремизма на обоих концах политического спектра. Теперь комбинация безудержной пандемии, которая оставила многих людей сердитыми и изолированными, и убежденность сторонников Трампа в том, что выборы были украдены, усилила опасность внутренней радикализации.
Директора группы по рискам и прогнозированию Центра стратегических и международных исследований, уверенность инвесторов может быть проверена еще большим насилием в период между настоящим моментом и инаугурацией Байдена.
Спасибо большое, с нами был Никита Бесхлебов из РосПремьерИнвест.