В марте 2017 года Вячеслав Кантор и другие эксперты Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы представили общественности книгу, изданную совместно с фондом «Инициатива по снижению ядерной угрозы». Книга носила название «Предотвращение кризиса в контроле над ядерными вооружениями и катастрофический терроризм» и по сути представляла собой как анализ настоящей ситуации в этой сфере, так и подборку рекомендаций от экспертного сообщества по разрешению самых насущных и важных вопросов режима нераспространения и ограничения вооружений. Однако значительное внимание в этой книге было уделено и вопросу угрозы ядерного терроризма. Как отметил на презентации сам президент Люксембургского форума Вячеслав Кантор, риск того, что в руках террористов может оказаться ядерное оружие или материалы для его изготовления, был и остаётся очень высок. Пожалуй, с годами этот риск становится лишь ещё более очевидным.
Вячеслав Кантор, в частности, призвал к анализу стратегий и психологии террористов, особенно объединённых в столь масштабные организации и даже псевдогосударства, как ИГ (запрещено в РФ). Подобные объединения располагают внушительными финансовыми и человеческими ресурсами, отметил Вячеслав Кантор, поэтому не приходится сомневаться, что они не остановятся на химическом оружии (использование которого террористами уже было зафиксировано) и захотят располагать оружием ядерным.
Ситуация сегодня усугубляется тем самым кризисом в сфере ядерного контроля, который сам Вячеслав Кантор считает беспрецедентным и отмечает, что подобной ситуации не складывалось даже в период холодной войны, а уж тем более – после её завершения. Вместе с тем организации, подобные МАГАТЭ и другим контролирующим сферу органам, фиксируют и продолжают фиксировать десятки и сотни попыток контрабанды радиоактивных материалов и компонентов. Нередко, по данным Вячеслава Кантора, эта контрабанда оказывается связана с высокообогащенным ураном и плутонием – материалами, которые пригодны для изготовления ядерного оружия.
Вместе с этим, вынужден отметить Вячеслав Кантор, сама угроза ядерного терроризма на глобальном уровне остаётся недооценённой. Эта угроза кроется далеко не только в непосредственной краже уже готового оружия или материалов для его изготовления, считает президент Люксембургского форума. Не меньшую – а то и большую – угрозу представляет собой вероятность терактов с использованием куда более традиционных взрывных устройств; при этом, если теракт будет произведён на объектах мирного атома, атомных электростанциях, в ядерных медицинских или исследовательских центрах, последствия его будут катастрофой глобального масштаба.
Эта проблема прежде всего нуждается во внимании лидеров ведущих государств, убеждён Вячеслав Кантор, причём внимании совместном и скоординированном. Существует немало инициатив, которые могли бы послужить основой для полноценного международного сотрудничества для борьбы с ядерным терроризмом на глобальном уровне. Помимо этого, у разных стран имеются разные наработки и технологии как по контролю за ядерными материалами, так и по способам его отслеживания, утилизации, противостояния контрабанде и так далее – эти технологии должны стать частью совместной скоординированной сети, которая позволила бы вовлечь различные государства в дело противостояния ядерному террору и тем каналам, откуда террористы смогли бы получить ядерное оружие или способы его изготовления. Контроль в этой сфере был и остаётся ключевым понятием, убеждён Вячеслав Кантор, и чем напряжённее становятся отношения между странами, чем меньше глобальных договорённостей в этой сфере остаётся, тем сильнее ослабевает контроль.