Дети болеют и такими опасными заболеваниями, как рак крови в различных проявлениях. Наименее часто встречается хронический миелоидный лейкоз (ХМЛ). Несмотря на редкость, знать о нем надо, чтобы не пропустить симптомы, вовремя начать лечение. Его можно описать как быстрое и нерегулируемое размножение миелоидных клеток, которое происходит в костном мозге. Такие клетки практически мгновенно поступают в кровь и там скапливаются.
В научных трудах болезнь называют и по-другому — хронический миелоцитарный лейкоз и хроническая миелогенная (или миелоидная) лейкемия. Отличительная особенность ХМЛ — наличие в больных клетках филадельфийской хромосомы, а также химерного гена BCR-ABL. Выявление этих факторов и дает возможность поставить точный диагноз болезни.
В детстве хроническая миелоидная лейкемия встречается чрезвычайно редко, как мы уже отметили выше — около 1 случая на миллион. При этом 0,7 на миллион у малышей возрастом от 1 года до 14 лет, 1-1,2 случая на миллион у подростков старше 14 лет.
Точные причины хронического миелобластного лейкоза наука пока назвать не может. При этом обсуждается влияние самых разных факторов — токсинов, инфекций, ионизирующего излучения и т. д. Но определить четкую взаимосвязь пока не удается.
В отличие от острых видов лейкоза, ХМЛ довольно долгое время никак себя не проявляет. На первой стадии протекает почти без симптомов. Поэтому часто болезнь обнаруживается случайно при выполнении обычного анализа крови.
Но иногда дети жалуются на следующие моменты:
При обследовании отмечается увеличение селезенки. Во время осмотра ребенка врач должен выяснить, почему увеличена селезенка, так как у такого симптома может быть несколько причин — токсоплазмоз, брюшной тиф, корь, лейкоз, врожденный порок сердца или туберкулез. Необходимо исключить все остальное, если есть подозрение на ХМЛ.
Международная классификация хронического лейкоза у детей предусматривает 3 стадии ХМЛ, которые выделены по степени прогрессирования болезни.
Наиболее часто встречающийся вариант, начальная стадия, часто длящаяся до нескольких лет. Ее распознают по наличию в костном мозге бластных клеток меньше 10%. При этом прогноз довольно обнадеживающий. Хроническая фаза составляет до 94% при впервые установленных случаях ХМЛ.
Наблюдается при прогрессировании болезни или у 3-5% впервые заболевших пациентов. Число бластных клеток на этой стадии вырастает до 10-29%. При этом, помимо филадельфийской хромосомы, могут быть найдены дополнительные хромосомные аберрации 3,6. Лечение на этой стадии более затруднительно, чем при ХФ. В этой фазе наблюдается резкое снижение уровня гемоглобина в крови.
Самая агрессивная стадия ХМЛ, встречающаяся лишь у 1-2% заболевших. В костном мозге и периферической крови число бластных клеток составляет 30%. Фаза характеризуется наименее благоприятным прогнозом продолжительности жизни. Никто из ученых пока не нашел причины бластного криза при хроническом лейкозе.
Как отмечалось выше, окончательный диагноз ХМЛ может быть установлен только при обнаружении химерного гена BCR-ABL — генетической специфической аномалии. Но есть и иные клинические рекомендации по диагностике и лечению хронического миелоидного лейкоза. Они дают возможность наиболее точно определить стадию болезни, проанализировать степень распространения, рассчитать алгоритм и тактику терапии.
Врач при первичном визите пациента осматривает слизистые оболочки и кожу, прощупывает лимфатические узлы, собирает анамнез, анализируя следующие факторы:
Если у пациента заподозрили ХМЛ, ему назначают общий анализ крови, при этом обязательно определяется уровень тромбоцитов, подсчитывается лейкоцитарная формула. Также необходимо сдать биохимический общетерапевтический анализ крови. Данные, полученные в результате лабораторных исследований, позволяют существенно уточнить диагноз. Также при этом оценивается работа различных систем и органов.
Цитологическое исследование мазка костного мозга рекомендовано при установке диагноза ХМЛ, то есть, подсчет миелограммы. Эти манипуляции дают возможность уточнить стадию болезни, а исходя из этого, правильно разработать или скорректировать тактику и протокол лечения.
Кариотип, то есть, цитогенетическое исследование выполняется для установления диагноза, а также при проверке результативности проведенной терапии. Оно дает возможность подтверждения транслокации филадельфийской хромосомы. Если необходимо, то такое исследование помогает уточнить тактику лечения.
Если цитогенетическое исследование не дало результата, то назначают молекулярно-цитогенетическое исследование, выявляющее химерный ген BCR-ABL. По-другому способ называют FISH-метод.
На стадии бластерного криза или акселерации иногда назначают дополнительные исследования, которые способствуют определению оптимальной линии лечения:
Сейчас чаще всего лечат ХМЛ методом таргетной терапии. При этом вводят препараты, которые действуют только на измененные (опухолевые) клетки, никак не влияя на здоровые. Этот вид рака стал первым, против которого в 2000-х годах стали применять таргетную терапию.
Аллогенная трансплантация гемопоэтических стволовых клеток, по-другому, аллоТГСК, не относится к основным видам лечения хронического миелобластного лейкоза. Методика применяется, когда больной проявляет устойчивость к ИТК, а также при терапии активных стадий ХМЛ. АллоТГСК в таких случаях остается единственным способом лечения. Применение методики ограничивается тем, что приходится искать подходящего донора.
Подробнее о трансплантации стволовых клеток читайте в статье https://www.childhood-cancer-support.com/ru-ru/статьи/Трансплантация-гемопоэтических-стволовых-клеток-при-лечении-детей-с-онкологическими-и-гематологическими-заболеваниями/a1194.aspx
Лечение способом таргетной терапии основано на ингибиторах тирозинкиназы — ИТК. Это препараты, воздействующие прямо на BCR-ABL-положительные опухолевые клетки. Чаще всего применяют: дазатиниб, бозотиниб, иматиниб и нилотиниб.
Основой таргетной терапии является принцип постоянного и непрерывного воздействия на больные клетки — ежедневный прием ИТК в течение длительного времени. При этом обязательным остается постоянный контроль результатов терапии. Это дает возможность оценить риск появления привыкаемости (резистентности) к препарату, а также необходимость вовремя перейти на другую тактику лечения.
И еще некоторые важные факты об этом опасном заболевании и возможностях его лечения. Их можно воспринимать с энтузиазмом и отнести к отличным новостям. Недавно проведенные исследования установили, что вероятная продолжительность жизни пациентов с хронической миелобластной лейкемией, которые получают таргетное лечение, приближается к средней продолжительности жизни населения в целом по стране.
Это говорит о том, что медицинская наука семимильными шагами идет вперед, если уж даже такие грозные болезни стали покоряться и постепенно отступать. То есть, люди начинают верить в полное выздоровление и существенное улучшение качества жизни. Ученые постоянно ищут новые методики лечения, которые дают серьезные надежды на нормальную жизнь тем, кто столкнулся с таким тяжелым испытанием в жизни.
Программа La Fondation La Roche-Posay (Ля Фондейшн Ля Рош Позэ) и CCI (Международная Ассоциация по борьбе с детским раком)