Период +

ИСКАТЬ


19 июня 2014 16:37

Дмитрий Певцов и Андрей Вертузаев: "Возможность высказать недосказанное драматическому актеру предоставляет именно музыкальная сцена"

В Ялте первое в составе Российской Федерации празднование Дня России подарило крымчанам и гостям курорта массу ярких и незабываемых встреч. А настоящим украшением торжеств стал фееричный концерт на набережной с участием звезд российской эстрады. Одним из самых запоминающихся его номеров оказалось выступление известного актера, народного артиста России Дмитрия Певцова с певицей Зарой. Выступать на одной сцене Певцову доводилось с разными артистами, но по-настоящему родным домом эстрада для него стала в сотрудничестве со стрит-рок-группой "КарТуш", лидер которой Андрей Вертузаев внимательно наблюдал за ялтинским выступлением своего приятеля и коллеги из-за кулис.

Перед концертом корреспондент Крыминформа пообщался с обоими артистами в уютном ялтинском кафе.

Андрей, "стрит-рок-группа" – "группа уличного рока" - с чем связана такая самоидентификация? Да и "КарТуш" – звучит красиво, но не очень понятно…

Андрей Вертузаев: У группы "Роллинг Стоунз" была прекрасная песня – "Танцы на улице". Мне она очень близка, как и в целом рок-творчество. Я вообще считаю, что такая "музыка улицы" должна быть доходчивой, понятной и, скажем так, для каждого. А "КарТуш" - это сочетание двух английских слов "Сar" - автомобиль и "Tush" - музыкальное приветствие в честь победы. То есть примерный перевод названия – "Автомобиль победителя".

Дело в том, что десять лет своей жизни я отдал чемпионату России по кольцевым автогонкам. Серьезным автоспортом я заниматься перестал в 2008 году, но страсть к автомобилям, как и адреналин в крови, остались в музыке группы "КарТуш". У меня много композиций посвящено автогонкам с их экспрессией и темпераментом. Можно сказать, что вместо сердца у меня стальной поршень в ребрах бьет – это, кстати, собственно слова из моей песни "На старт". А одна из первых песен группы, записанная с Дмитрием Певцовым при участии Николая Фоменко, называлась "Мой приятель – беспечный ездок". Фоменко вместе с Максимом Леонидовым в составе группы "Секрет" написали ее еще в 1992 году. И с Дмитрием Певцовым мы познакомились именно на чемпионате России по кольцевым автогонкам в 2001 году.

Получается, по сути, три заядлых автогонщика – Вы, Певцов и Фоменко – "нашли друг друга"?

А. В.: Получается, так. Когда моя любимая команда "МТС АС-Рейсинг" в 2004 году стала 6-кратным чемпионом России в классе "Туринг", церемонию награждения вел Николай Фоменко. И, как говорится, после выпитой рюмки, мы предложили: "Коля, а дай-ка спеть "Беспечного ездока", и мы на троих и "забацали" эту песню. С этого, в принципе, и началась история группы "КарТуш". Правда, хотя и записали мы ее, но дальше как-то это отошло на второй план, и только через 3 года я сделал альбом. И 12 ноября 2007 года состоялась его презентация в одном из популярных московских клубов, где впервые вместе с нами выступил Дмитрий Певцов.

Так хорошо запомнили дату?

А. В.: А я ее и выбирал не случайно. Именно в этот день в 1989 году мне посчастливилось побывать на концерте "Пинк Флойд", а 12 ноября 1972 года в Лондонском планетарии состоялась презентация альбома этой легендарной группы "Тhe Dark Side of the Moon" ("Темная сторона луны"), которая перевернула понятие о рок-музыке во всем мире.

Кстати, Дмитрий Певцов до нас никогда не выступал с живыми коллективами. Но когда он почувствовал, что такое настоящий рокешник на сцене, когда сзади "валит" звук и не поймешь, то ли это сердце стучит, то ли барабан вырывается из груди, мы и предложили: "Дмитрий Анатольевич, что ж ты, целый народный артист России – и с гитаркой ездишь на творческие вечера? Ну не соответствуют друг другу огромный мощный стальной скелет, на котором держится столько драматического материала сумасшедшей выразительности и эмоциональности с достаточно скудными красками передачи музыкального материала".

И это не означает, что Дмитрий там плохо пел, но как-то не воспринималось это в полной мере из-за минусовых фонограмм и образа одинокого человека на сцене. Хотя он пытался для разнообразия вводить в свои выступления и танцевальные коллектив, но настоящей яркости не получалось. А я просто обожаю звук, понимаю, как можно грамотно сделать его понятным, читаемым и слышимым. Вот это и является нашей самой главной задачей – донести драматургию песни посредством интонирования музыкальными красками эмоций и мастерства великого артиста театра "Ленком" Дмитрия Певцова.

Д. П.: А у меня других вариантов, кроме сотрудничества с группой "КарТуш", собственно, никогда и не было. Знакомы с Андреем мы давно, с гонок. А потом как-то слились в общем порыве /улыбается/. Так что альтернативы у меня нет. И хотя периодически меня зовут спеть то с одним оркестром, то с другим, но постоянно и творчески работать я могу только с группой "КарТуш". Мы с Андреем постоянно что-то придумываем. Так что, можно сказать что, творческое удовлетворение от такого сотрудничества у меня есть.

Название вашей программы – "Певцов много, Певцов – один", само по себе должно доставлять удовольствие…

А. В. Она называется по-разному, в том числе и так. Потом мы вместе подготовили концертную программу "Неожиданно 50!", а сейчас - опять же, с юмором – "Неожиданно… за 50!"

Во всяком случае, можно предположить, что название подразумевает определенное лидерство Дмитрия Певцова в коллективе. Но в то же время официальный руководитель группы Андрей Вертузаев. Конфликты из-за этого не возникают?

А. В.: Никогда! Хотя творческие конфликты возникают всегда, когда речь заходит об аранжировке произведения. Потому что все аранжировки в концерте – мои. В начале совместной работы в большинстве случаев Дмитрий часто спорил. Но время шло, он вживался в материал и начинал понимать, что я хотел передать. Я по-своему понимаю, что он говорит со сцены, и я это разукрашиваю. Одна из последних таких больших "войн" между нами – по поводу вальса "Звезда". Он говорит: "Там надо тихонько, как бы гитаркой, сказать "Я твою вспоминаю любовь…" - и все!» А я возражаю: "Нет! Потому что герой вспоминает не только это, но и проходящие поезда, бомбежку… Пережив многое, он и вспоминает очень много чего". И в результате получилась такая проникновенная история! Так что творческие споры у нас происходят постоянно, но потом Дмитрий соглашается: "Слушай, так четко все получилось, клево!"

Дмитрий Певцов занят в театре, кино, телесериалах. Как он успевает все это совмещать еще и с выступлениями с рок-группой?

А. В.: Невероятно трудно! Позавчера мы были в Ставрополе с большим концертом, вчера Дмитрий играл спектакль "День радио" в Москве, сегодня мы здесь, в Ялте, завтра – в Севастополе, потом у него два дня подряд спектакли, затем один выходной, а дальше – блок съемок с 12-часовыми рабочими днями. То есть Певцов работает практически на износ и совместить все очень сложно. Тем более, что далеко не все съемки ведутся в Москве, даже павильонные.

Д. П.: Гонки для меня давно, уже почти 5 лет назад, закончились. Хотя я им и отдал 9 лет. А что касается всего остального, то проблема со временем, действительно, существует. У меня нет времени спать, меня мало видит семья, и я с трудом пытаюсь все совмещать и успевать. К тому же я устроился педагогом – мы с супругой набрали курс в Институте современного искусства, и наши ребята как раз сейчас заканчивают первый курс. И этим тоже нужно заниматься! Так что я с удовольствием отдавал бы больше времени музыке, если бы оно у меня было. Но получается так, как получается. И при этом мы умудряемся делать новые песни, обновлять репертуар, что-то искать. Так что какой-то процесс все же идет.

С чем, на ваш взгляд, связано то, что многие театральные актеры выходят на эстрадную сцену? В качестве примера можно привести не только Дмитрия Певцова, но и Гошу Куценко, и Евгения Дятлова, да и еще многих других.

А. В.: В кино, театре актер играет роль - чужие чувства, чьи-то эмоции. Мастерство их передачи у него год от года растет, но в душе накапливаются собственные. Ведь, выходя в спектакле "Фигаро", Певцов – это не он, а Фигаро. И в "Юноне" - не он, а граф Рязанов. А в своей концертной программе "Певцов много. Певцов – один!" - это он. Музыка усиливает эмоции, потому что она – от Бога, а слова – это от нас. Актер, говоря своей песней о смысле жизни, о том, как он его понимает, облекает в музыкальную форму собственную эмоцию, общается с публикой на понятном для себя языке, добавляя музыкой недосказанное. То есть, возможность высказать недосказанное ему предоставляет именно музыкальная сцена.

А правда, что из-за одной из ваших наиболее известных и песен "Севастополь наш!", созданной еще в 2008 году, украинские политики попытались устроить международный скандал?

А. В.: Мелко и мерзко поступил ведущий ток-шоу на одном из украинских каналов Савик Шустер. В том году в Москве я провел фестиваль, который назывался "Севастополь – гордость русских моряков", и специально к нему написал эту песню. Шустер позвонил мне: "Андрей Александрович, мы собираемся у себя на канале честно и откровенно обсудить вашу песню. И чтобы не было никаких инсинуаций и неправильного толкования, я хочу, чтобы вы сами выслали мне ее текст".

В полной уверенности, что все будет нормально, я выполнил его просьбу, а потом в Интернете посмотрел вышедший сюжет – и у меня волосы дыбом встали! Дело в том, что тот фестиваль был моей личной инициативой. И хотя, конечно, в мэрию Москвы пришлось обращаться за разрешением, поскольку это массовое мероприятие должно было проходить в центре, буквально в 300 метрах от Кремля, но делал его я за свой счет, из личного чувства патриотизма. Пригласил несколько музыкальных молодых патриотично-настроенных групп – "Седьмой этаж", "Иван-царевич", еще кого-то. И они меня поддержали. В отличие, кстати, от больших "звезд", которые знали, что завтра поедут в Украину зарабатывать бабло, и не хотели, как говорится, "лезть в бутылку".

Так что фестиваль получился, в общем-то, достаточно локальным. Разве что приехали журналисты с московского канала ТВЦ, которые, к тому же, прежде чем включить камеру, сразу попросили: "Когда будете рассказывать о фестивале, отметьте, что он - ваша личная инициатива. Политическая составляющая, сами понимаете". Разумеется, говорю, личная. Ну, там что-то подрезали, получилось не очень складно, хотя и прозвучало, что это моя инициатива, собственное понимание вещей, и собрались здесь музыканты каждый со своей болью.

Вскоре после этого праздновался день города, и я там пел на Поклонной горе песню о Москве. И это тоже показал телеканал ТВЦ. В середине той композиции есть музыкальный проигрыш, где я обращаюсь к зрителям: "Все, кто любит Москву, поднимите руки!" - и люди откликаются, а я продолжаю: "Вот как нас много!" В общем, такие сценические примочки, чтобы чуть-чуть расшевелить публику…

А в передаче у Шустера показывают картинку ТВЦ – площадь у Поклонной горы в Москве 10 тысяч зрителей, я на сцене, а играет песня… "Севастополь – наш!". И в тот момент, когда я пою "Севастополь наш! Никому ты не отдашь сквозь столетия веков славу русских моряков!" - показывают, как все поднимают вверх руки. А ведущий тем временем говорит: "Вы видите, какое на самом деле отношение Москвы в украинской земле! А теперь давайте обсудим". И несколько депутатов Верховной Рады, которые сидели в студии, начали нести всякую ахинею. Итогом той передачи стала их кляуза с протестами в МИД России. Но разумеется, никакой реакции оттуда не последовало - все поняли, насколько ситуация вывернута наизнанку. Правда, позвонили из "Русской службы новостей" в прямом эфире – видимо, чтобы сгладить ситуацию, с хиханьками: "А вы что, действительно, считаете, что Севастополь наш?" Я попытался что-то серьезно ответить, но меня сразу отключили под предлогом какого-то звонка в студию.

И я очень рад, что мне завтра представится наконец-то возможность исполнить эту мою песню в Севастополе - в городе, который столько пережил и действительно является настоящим героем. Вы себе даже не представляете, как я сюда рвался!

Что вас, москвичей, связывает с Крымом, Севастополем?

А. В.: Наверное, прежде всего, чувство патриотизма, гордости за свою страну, за своих дедов и отцов, за историю, в которой есть адмиралы Корнилов, Нахимов, Истомин. Ведь почему я написал песню о Севастополе именно в 2008 году? Меня очень сильно взволновал грузино-осетинский конфликт. Какая-то чудовищная ситуация тогда сложилась, когда наш крейсер должен был выйти из Севастопольской бухты, а ему попытались в этом препятствовать под предлогом того, что якобы на это надо испросить у Украины разрешение! Лично для меня это было крайней точкой - я понял, насколько серьезна ситуация, насколько ущемляются жизненные интересы русских людей, которые живут в Севастополе и оказались в очень сложной политической ситуации. У этих людей отбирают права, в том числе и право помнить свою историю, и моему возмущению не было предела. Поэтому это не была песня на злобу дня, это был плач, крик о нашей памяти, о том, чего мы никогда не должны забыть. И обращался я, прежде всего, к молодежи.

Д. П.: Крым – это часть России, и для меня большая радость, что Крым вернулся домой. До начала всех событий на Украине к российско-украинской границе я, как и многие, относился несерьезно, для меня это все было какой-то странной политической игрой, а территориальное деление - номинальным. Всегда казалось, что Украина - это та же Россия. Пока не начали убивать людей. И тогда я понял, что граница должна быть – от такого государства надо отделяться. Она стала для меня совершенно реальной, осязаемой. И я понимаю, что мы, россияне, должны серьезно себя ограничивать от тех, кто занимается геноцидом собственного народа.

Крым же для меня всегда был родной землей, тем местом, куда хочется возвращаться. Здесь я снимался на заре своей творческой деятельности в фильме "Подземелье ведьм" Юрия Мороза, а два года назад - в фильме "Ангел в сердце", дважды приезжал сюда для участия в телекинофоруме "Вместе"… А, вспомнил! Еще был в Крыму в пионерском лагере, но в каком - забыл. Но точно не в "Артеке".

И мы сегодня с удовольствием приехали бы сюда с большим концертом. Тем более, что нам в рамках совместной музыкальной программы с группой "КарТуш" есть, что показать и рассказать зрителям. То, что мы делаем, мне кажется, в России на эстраде и на сцене не делает никто. И это без ложной скромности! Наше выступление – это такое совершено уникальное индивидуальное произведение. Его нельзя назвать ни концертом, ни моноспектаклем. У нас очень честная, душевная, разнообразная программа, соединение театра с музыкой, слияние музыкальных жанров, стилей и эпох, совершенно, казалось бы, несовместимых поэтов. Поэтому мы очень ждем приглашения и возможности организовать концертный тур, чтобы пообщаться с крымчанами при помощи музыки и поделиться нашей радостью по поводу того, что между нами исчезли последние границы.

То есть понятие патриотизма в жизни и в вашем творчестве неразделимо?

А. В.: Патриотизм - это основа государства. Я очень люблю свою историю, своего деда, который прошел всю войну и закончил ее в Праге. И именно под впечатлением его рассказов я написал "Пражский вальс" - о любви солдата к своей дочери, матери, жене. А все это вместе и есть наша Родина.

В советские времена нам как-то претила патетика. А когда ее не стало – наступило опустошение. Но слова этой песни "Во имя павших всем живым их героизму нет предела. Сметая на своем пути фашизм, круша врага, освобождая города в порыве праведного гнева. Бесценна жизнь, но ты отдал ее без воскрешенья, не щадя! Велик народ – отец солдата, и мать, родившая тебя!" - идут из моего сердца!

Д. П.: В фильме Владимира Хотиненко "Гибель империи" я играл генерала Духонина, который прославился только своей смертью. Всю свою жизнь это был тихий штабист. Но в конце жизни он совершил поступок, который не мог не совершить – отпустил на свободу Колчака. У моего героя там есть замечательная фраза: "Делай, что должен, и будь что будет". Он всегда жил по совести, и даже когда это ему грозило смертью, не мог поступить иначе. И, на мой взгляд, патриотизм – это прежде всего любовь. К Родине, той земле, которая тебя родила, к людям, которые на ней живут. И совершенно необязательно – к правительству или государственному строю.



Еще новости