Александр Машкевич родился в Кыргызстане, во времена существования СССР это государство называлось Киргизской ССР. Его отец, Антон Азарьевич Машкевич по происхождению был литовским караимом. Мать Рахель Йоффе - известный тогда в стране адвокат - еврейского происхождения. Известный во всем мире предприниматель и магнат считает себя евреем и всячески помогает людям этой национальности по всему миру.
2000 год стал знаковым в истории казахстанских евреев: в этом году Машкевич Александр Антонович основал в Казахстане конгресс, который объединил в своих кругах обеспеченных и социально-активных евреев для решения проблем антисемитизма, возрождения культуры и духовности. На этом всемирно известный предприниматель решил не останавливаться. К 2002 году он стал руководить Евро-Азиатским конгрессом евреев. В это объединение вошли 28 стран на территории Евразии, в том числе Россия, Казахстан, Белоруссия, Украина.
За 9 лет руководства этого грандиозного международного проекта Александр Машкевич как никто другой узнал о проблемах еврейского народа по всему миру. Он финансировал строительство синагог и школ, культурно-общественных организаций. Помогал оплатить услуги адвокатов в судебных разбирательствах, касающихся антисемитизма и нарушения прав евреев.
Проживая в разных частях света - Кыргызстане, Казахстане, Канаде, Лондоне, Израиле - Машкевич Александр Антонович разобрался с повседневными проблемами, угрожающими еврейскому населению исчезнуть в качестве самостоятельного этноса. Сохранение иудейской культуры, религии, языка, традиций - одна из главных задач предпринимателя.
Хроника деятельности Евро-Азиатского конгресса евреев за 2007 год - когда организацию возглавлял Александр Машкевич, свидетельствует о том, что главный секретарь сообщества Михаил Членов посетил ряд еврейских общин Хабаровска, Владивостока, Благовещенска и Биробиджана. В столице Еврейской автономной области он провел лекцию для глав региональных и местных национально-культурных еврейских автономных образований, находящихся на территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.
В 2008 году сотрудничество Евро-Азиатского конгресса, который на тот момент по-прежнему возглавлял Машкевич Александр Антонович, с еврейскими общинами России не прекращалось. Сохранилась информация о том, что в Красноярске глава Биробиджанской общины иудеев “Бейт-Тшува”, Дов Кофман в тесном сотрудничестве с Конгрессом общался с руководителем Красноярского филиала Благотворительного фонда “Джойнт” Богуславским Борисом для принятия решения по действующим в общине программам. На тот момент отмечалось, что за счет активной работы Федеральной Еврейской Национально-Культурной Автономии, Биробиджан входит в число наиболее быстро развивающихся субъектов еврейской жизни и культуры в Российской Федерации.
8 лет назад Александр Машкевич покинул пост руководителя Евро-Азиатского еврейского конгресса. Но это вовсе не означает, что проблемы евреев перестали его интересовать. Он по-прежнему занимается благотворительной деятельностью: финансирует сооружение синагог и культурно-просветительских центров для евреев с целью сохранить их традиции.
Не забывает Александр Машкевич об оразовании и о бездомных животных. За счет его финансов сооружаются приюты для обездоленных и пострадавших от рук человека зверей.
В качестве еврейской автономии на территории СССР Биробиджан появился в начале 30-х годов 20 столетия. Тогда в Союзе Советских Республик достаточно острым был вопрос антисемитизма: мало где евреев уважали в качестве национального меньшинства. Периодически по разным причинам происходили погромы и конфликты, разжигаемые местным населениям в отношении еврейской народности.
Тогда советская власть приняла решение создать на Дальнем Востоке автономию, где бы не было проблемы антисемитизма. Где каждый еврей ощущал бы себя в безопасности, а также имел все условия для соблюдения традиций, сохранения культурных обычаев. На тот момент Приамурье почти не было заселено: большинство населения после Октябрьской революции сбежало в Китай, граница с которым находится неподалеку.
Изначально население Биробиджана составляло порядка 20 000 человек. Разработкой архитектурного проекта для обустройства инфраструктуры ЕАО занимался Ханнес Майер - сторонник немецкого направления в строительстве “Баухаус”. На заре формирования Биробиджана там работали еврейские школы и театры, газеты печатались на идише. Издавались книги специально для евреев.
Но длилась счастливая жизнь Биробиджана недолго из-за того, что в его развитии существенную роль игра американская еврейская организация под названием “Joint”. Это противоречило существовавшей на тот момент концепции развития СССР. В 1936 году был расстрелян Либерберг, в 1937 - остальные, кто имел к нему какое-либо отношение.
В следующем десятилетии поблажек от советской власти также ожидать не приходилось: были закрыты еврейская школа и театр в рамках борьбы с космополитизмом. По этой же причине в 1949 году были арестованы все евреи, праздновавшие в синагоге Новый год. Раввина расстреляли. Газета и радиостанция на идише продолжают существовать, но, в целом, жизнь евреев в АЕО замирает. Только с наступлением 70-х годов 20-го столетия “немного потеплело”. Снова была разрешена работа еврейского театра.
В 90-е годы театр прекратил свое существование, но это уже мало кого заботило: евреи начали массово покидать Биробиджан, потому что в автономной области, как и во всей тогдашней России, невозможно было купить даже молоко или туалетную бумагу. Евреи потянулось заграницу в поисках лучшей жизни. Перепись населения АЕО 1989 года свидетельствует о том, что на ее территории проживали лишь 8 000 евреев. В следующие годы количество населения автономии стремительно сокращалось из-за миграции.
Сейчас ситуация в АЕО не намного лучше, чем сразу же после распада СССР: ежегодно из республики выезжают сотни или тысячи человек. Приток населения в Биробиджан очень маленький. Немного возрастал лишь в 2014 и 2015 годах после политических событий на Украине. В основном сюда приезжают неевреи.
Символику республики, например, радужный флаг встретить на улицах города почти невозможно. Население Биробиджана постепенно забывает, с какой целью создавалась республика и на чем зиждется краеугольный камень ее существования.
Государство стимулирует приток новых людей финансами, выделяя на каждого соотечественника по 240 тыс. рублей и 120 тыс. рублей на каждого члена его семьи. За эти деньги не купить жилье в центре АЕО - Биробиджане, а лишь в Биробиджанском или Ленинском районах. Но евреев такой скромной социальной помощью не привлечь. Они возвращаются сюда из чувства тоски по родине или если по какой-то причине не смогли обустроить свою жизнь на чужбине так, как им хотелось.
Сейчас население республики немного больше 166 000 человек. Из них по оценке еще 2010 года лишь 1% являются официальными евреями. Правда, у большинства населения имеются те или иные еврейские корни: во втором, третьем поколении. Или есть родственники еврейского происхождения. Чаще всего сюда приезжают обеспеченные пенсионеры из Магадана и Якутска, чтобы остаток жизни прожить в более комфортном месте. Но для всего Биробиджана в целом они становятся экономическим бременем.
Статистика свидетельствует о том, что сейчас Биробиджан - один из наиболее депрессивных российских регионов как в экономическом, так и в социально-культурном плане. Сельское хозяйство здесь развивается, но слабо. Потому что выращивать в соседней Амурской области продовольственную продукцию проще и дешевле.
Местное население надеется на израильские инвестиции и верит в то, что мост через Амур между Россией и Китаем существенно наладит экономическую обстановку в регионе за счет активизации товарно-денежных отношений. Впрочем, некоторые жители Биробиджана настроены в отношении Китая и его населения враждебно. Уверены в том, что сближение РФ с Поднебесной не сулит первой ничего хорошего: китайские технологии шагнули далеко вперед и с их помощью население страны можно постепенно сокращать без применения какого-либо боевого оружия.