Период +

ИСКАТЬ


14 марта 2014 21:15 Крыминформ

Васви Абдураимов: Если мы отдадим Крым на откуп западным силам — нас предадут анафеме последующие поколения

О том, действительно ли так сильны националистические настроения в среде крымских татар, как можно решить их проблемы и что ждет татар Крыма после возможного вхождения республики в Россию Крыминформ побеседовал с лидером местного татарского движения «Милли Ферка» Васви Абдураимова.

В Бахчисарае я подходил к разным обычным прохожим и спрашивал что думают люди о вхождении в состав России и о референдуме? Подавляющее большинство заявляли, что не считают референдум легитимным и что Россия проявляет агрессию по отношению к Крыму. В чем дело, почему у людей такое мнение?

Почему они так думают или, правильнее сказать, почему они публично так позиционируют себя — так правильнее будет сказать. Так вот, это связано с целенаправленной 23-летней политикой, которую осуществляли через Курултай-Меджлис. В мировоззрении татар эта организация рисовала образ общего врага в лице РФ, и лице всего нетатарского, прежде всего — русского. Эта официальная доктрина Меджлиса.

Включите сейчас телеканал АТР, который контролируют лидеры этой организации — вы все это услышите. Та часть татарского населения, которая получает информацию через этот канал — а это в основном сельское население, в частности — бахчисарайского района, она так мыслит. Их страхи перед Россией обусловлены, тем что не исполнились те ожидания, которые были связаны с возвращением татар в Крым после переселения. В 1989-1991 году открылись правовые шлюзы, связанные с принятием ряд правовых актов, признавших переселение незаконным. После этого люди приехали сюда с воодушевлением, с надеждой зажить счастливо у себя на Родине, созидать. А вместо этого у них произошло полное обрушение надежд. За эти 23 года у них оставалось все меньше перспектив решения их наболевших проблем. На этом фоне им рассказывали: виноваты во всем Россия и русские, они живут на нашей земле они не дают нам прохода. Вот отсюда и их антироссийские настроения.

Кстати, есть расхожее мнение, что Меджлис и его лидер Чубаров - это единственный выразитель прав и интересов крымских татар. Это действительно так?

Они представляют определенную часть татарского сообщества в Крыму. Давайте обратимся к последним достоверным статистическим данным на это счет. Возьмем выборы в украинский парламент 2012 года. В то время лидеры Меджлиса Чубаров и Джемилев заключили союз с партией Батькивщина, вошли в их избирательные списки, в частности, Джемилев был там 12-ым номером. После этого денно и нощно стала через СМИ и другие структуры стала вестись агитация, чтобы крымские татары все как один шли на выборы и поддерживали Батькивщну.

Мы проанализировали, как на самом деле голосовали татары. У нас, правда голосуют не по национальному признаку. Но поступили так: за 23 года независимости Украины в Крыму сформировались более 300 мест компактного проживания крымских татар. В основном — это поселки. Там живут вместе с ними и другие народы, но так случилось, что более 95% населения там — татары. На них были созданы избирательные участки. Мы провели исследование по 26 таким поселкам, как кто голосовал, причем использовали абсолютно открытую информацию ЦИК Украины. Общее количество избирателей среди крымских татар на тот момент было 230 тысяч. А этих населенных пунктах — 46 тысяч. Это достаточно репрезентативно по требованиям социологии.

Оказалось, что явка избирателей составила всего 37% . Тогда как в целом по Крыму на тот момент она составила 48%. То есть 63% крымских татар точно не проголосовали так, как призывал Меджлис Более того, проголосовали так, как хотели Чубарпов и Джамиев, только половина татар, пришедших на выборы. Итак степень поддержки «меджлисовцев» на тот момент составляла не более 18%. Сейчас же прошло время, а проблемы не только не решились, а были загнаны в угол. Поэтому сейчас эта степень поддержки Меджлиса еще сильнее уменьшилась, и, думаю, составляет порядка 15% от всех живущих в Крыму татар. Но это вовсе не означает что вся остальная часть поддерживает организации, входящие в крымско-татарский народный фронт «Милли-Ферка». По нашим данным, наш блок поддерживает порядка 10-15% политически активных татар. А вот между Меджлисом и нами есть порядка 68-70% аполитичного татарского населения, которое занято в основном поиском хлеба насущного.

Это, в основном, бедные люди?

Очень бедные люди, так как специальной программы создания рабочих мес для них нет. Хотя они и декларировались. Поэтому оставшиеся татары тянутся за теми, кто у власти, или при власти, потому что таким образом можно решат какие-то свои, социальные и иные проблемы. Я могу точно сказать, что сегодня абсолютно ошибочно считать, что мнение крымских татар выражает исключительно Чубаров и Меджлис. Мы например, всегда выступали за евразийский вектор интеграции Крыма, за тесные связи с Россией и за восстановление нашей республики довоенного периода. Которая, как вы знаете, была в составе России. И людей, которые с нами согласны, в Крыму довольно много.

Так или иначе, но Крым поставлен перед фактом: 16 марта состоится референдум по вопросу вхождения в Россию. Что на ваш взгляд, будет правильнее для татар: бойкотировать его, или придти к избирательным урнам?

Я вообще считаю, что когда тебе дают право проявить прямое народовластие и волеизъявление, и так или иначе влиять на управленческое решение, то отказываться от это права — то это значит, быть сторонником тоталитаризма. Это не просто референдум местного или регионального значения. Это плебисцит даже не всеукраинского уровня. Это историческое событие, которое определит судьбу Крыма на последующие поколения, возможно - столетия вперед. Это решение, от результатов которого будет зависеть жизнь не только нынешнего поколения людей, но и следующих, тех, кто придет через, 50 лет, 100 лет после нас. От нас зависит то, какую оценку нам дадут наши потомки. Если они решат что мы, те, которые творят историю, сделали правильный выбор, они поставят нас на пьедестал. В противном случае, если мы провалим это историческое событие и отдадим Крым на откуп западным силам, наоборот, нас предадут анафеме.

Кстати об этих западных силах, представители которых находятся сейчас у власти в Киеве. Как вы думаете, они со своей стороны что-то могут дать крымским татарам?

В Киеве за все это время сменилось уже 4 президента, и местные власти прекрасно знают, чего хотят крымские татары. За эти 23 года они не только не приблизили решение проблем крымскотатарского народа, а наоборот, руками того же Меджлиса усугубили эти проблемы. Как политическом, так ив экономическом, гуманитарном и духовном плане. Власти в Киеве за все это время даже не признали существование в украинском государстве крымскотатарского народа. Что уж говорить после этого и о других вещах.

За все это время власти Украины отличились лишь тем, что провозгласили программу ассимиляции крымских татар, причем ассимиляцию в рамках государственной доктрины унитарного государства с западноукраиснкой ментальностью, чуждой татарам абсолютно. Причем, я хочу подчеркнуть, крымскотатарская составляющая органично бы вписались в православнославянкое унитарное государство, так как с православной культурой мы уже сосуществуем много лет. Нет, украинские власти предложили нам агрессивную враждебную, западноукраинскую ментальность, которая крайне нетерпимо относится к другим народам.

Сегодня в составе России существует татарская республика — я имею ввиду Республику Татарстан. Ее руководство очень много делает для соблюдения прав татарского народа. Как вы думаете, можно ли, используя модель Татарстана, решать проблемы крымских татар?

Это блестящая модель, я был в Татарстане дважды. Я увидел воочию, как могут на практике вместе созидать и жить татары и славяне в одной республике. Это происходит потому, что там совмещены национальные проекты, представленные русскими и татарами, с интересами общего цивилизационного проекта возрождения Российской Федерации после того упадка, который был в 1990-е годы. Поднимая Татарстан, становясь одним из передовых регионов, они не замыкаются на своих интересах, а участвуют в возрождении великой страны. И тем самым они вписываются в сверхпроект возрождения Евразийского союза, в который органично могут войти другие тюркские государства, прежде всего Казахстан, но, со временем, я думаю, и Узбекистан и Киргизия. И куда уж деваться Крыму? Это то место, которому очень подходит данный проект. У нас как получилось: отсутствие федеральной доктрины не позволяло Крыму развиваться. Совместив же гармонию двух этнокультурных проектов — славянского и крымскотатркого - в рамках единого Евразийкого проекта даст Крыму огромный толчок для развития. Естественно, опыт Татарстана более чем необходимо использовать, так как нам уже не надо изобретать велосипед для решения наших проблем, а надо просто приспособить эту модель к некоторым особенностям нашего региона.

Недавно Рада Крыма приняла ряд законопроектов, серьезно расширяющие права крымских татар. На ваш взгляд насколько это правильные шаги?

Конечно, они правильные. Но надо учитывать что прошло слишком мало времени и рассчитывать на то что они решат все накопившиеся проблемы, не стоит. Но это первые шаги, демонстрирующие намерения всерьез решать проблемы крымских татар. Кроме того, это некоторые гарантии, которые на республиканском уровне позволят надеется на соблюдения наших прав, и дают основания полагать, что аналогичные шаги предпримет со своей стороны и Москва. И тогда окончательно снимется то недоверие, с которым вы столкнулись в Бахчисарае.

Существует такая экстремистская организация «Хизб-ут-Тахрир-аль-Ислами». Есть мнение, что она пользуется популярностью среди крымских татар. Насколько серьезна на сегодняшний день угроза исходящая от нее?

Она стала заметной силой в Крыму, и это стало очень пагубно влиять на перспективы крымскотатарской молодежи. Они отвлекают лучшую, передовую часть крымских татар от созидательного труда. Более того, среди адептов этой организации есть значительная часть славянского населения. Вербовщики «Хизб-ут Тахрир» умеют работать, в нее вкладываются серьезные ресурсы, причем ресурсы не исламских государств, а именно западноевропейский центров. Ничего общего эта группировка с исламом на самом деле не имеет. Сегодня «Хизб-ут-Тахрир» представляет собой готовые боевые отряды, строго дисциплинированные и подвергнутые современным методам воздействия. Требуется принятие серьезных мер, чтобы из-за влияния «тахрировцев» в Крыму не начались неконтролируемые процессы. Для их нейтрализации потребуются уже сверхусилия, но пока еще возможно обойтись без них. Наша организация считает, «Хизб-ут-Тахрир», пожалуй, самым серьезным злом для Крыма.

А почему идеи «тахрировцев» стали настолько популярны среди молодежи?

Потому, что украинское государство относилось к Крыму как к территории, попавшей к Киеву во временное управление. Серьезного государственного подхода к развитию региона не было. А этот подход предполагает, в том числе и проведение соответствующей молодежной политики, привлечение молодых людей к созидательному труду, создание для них научных центров и так далее. В противном случае мы имеем ситуацию, когда у молодых людей много энергии, а приложить ее некуда. Приходит к ним вербовщик и говорит «Давайте к нам». А для того чтобы стать членом «Хизб-ут-Тахрир» не нужны особые усилия. Нужно просто отключить мозги и слушаться командира, который обещает привести к раю. А чтобы не было скучно он дает им иногда определенные книжки и заставляет читать определенные молитвы. Ну и плюс для молодых есть возможность применить свою силу, удаль на митинге, если потребуется. Это привлекательно очень.

Какие основные сейчас проблемы крымских татар необходимо, на ваш взгляд, решить в первую очередь, чтобы прийти к многонациональному миру в Крыму?

На самом деле не вижу, чтобы многонациональному миру в Крыму что-то угрожало. Поверьте, крымские татары и славяне, проживающие в нашей республике, на бытовом уроне уже настолько тесно живут в сообществе друг с другом, что различные провокации, вроде уничтожения православных крестов или осквернения мусульманских кладбищ, уже не приводят к серьезным конфликтам. Те конфликтные вспышки, которые из-за данных провокаций возникают, к счастью, удается быстро локализовать и потушить. Глобальной угрозы межнациональному миру нет и это радует. Что касается главных проблем татар — это безработица, особенно на селе, и особенно — среди молодежи. Я знаю, что в России есть специальные программы по развитию сельского хозяйства с выделением кредитов на льготных условиях.

Такие программы позволят людям, живущим на селе. заниматься созидательным трудом. У нас в Крыму вообще очень прибыльно было бы заниматься сельским хозяйством, для этого надо привлечь соответствующие инвестиции и приложить соответствующее госуправление. Люди должны созидать, это главное их предназначение. В результате трагедии 1944 года, жизни без Родины и мучений в составе независимой Украиной крымские татары утратили в значительной степени возможность созидания.

Сейчас же у нас появится возможность вернутся к созиданию. Это позволит избежать ненужных конфликтов. Люди конфликтуют либо от безделья, либо тогда, когда делят собственность, которая им на самом деле не принадлежит. Надо занять и делом в рамках общереспубликанского проекта, который будет частью общероссийского федерального проекта, а он в свою очередь — частью глобального, Евразийского. Эта вертикаль позволит отвлечь народы Крыма от выяснения вопроса «у кого разрез глаз лучше, шире?» и так далее.



Еще новости