Период +

ИСКАТЬ


9 мая 2015 00:02

Николай Король – 16-летний партизан и подпольщик

Симферополь-Севастополь, 9 мая. Крыминформ. Руководитель Севастопольского совета партизан-подпольщиков Николай Федорович Король в эти предпраздничные дни – нарасхват. Он частый гость в ученических и воинских коллективах, участник различных торжественных мероприятий, которые сегодня, в преддверии 70-летия Великой Победы, проходят в городе-герое. 

Николай Федорович Король

"Молодые люди всегда с интересом слушают рассказы о том, как их сверстники - мальчишки и девчонки - помогали партизанам, подпольщикам либо сами участвовали в боевых действиях. Потому что могут примерить судьбы сверстников образца 1941 года к своей жизни и задуматься над вопросом: а смог бы я проявить себя в той или иной критической ситуации?" – размышляет Николай Король.

И ему есть что рассказать. Николаю было всего 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. Семья Король жила в Симферополе.

"Мой отец Федор Иванович был сотрудником госбанка и очень активным, идейным человеком, хотя и не коммунистом. Наверное, поэтому ему, как и ряду других руководителей, было доверено организовать партизанское движение на полуострове. Поскольку отец находился в активе сопротивления, наша семья, естественно, выехала к деду, который жил на ст. Чистенькая в 9 километрах от Симферополя", – вспоминает Король.

Уже оттуда мальчишка ушел к отцу в партизанский отряд, который имел наименование 1-й Симферопольский. Чуть позже его перевели в 3-й партизанский отряд Михаила Андреевича Македонского и определили во взвод Ильи Никифоровича Федотова. Отряд располагался в лесах Бахчисарайского района.

"Поначалу мне и другим подросткам доверяли нести дежурство по охране лагеря, в котором жили гражданские – женщины, старики, дети, которые по тем или иным причинам ушли вместе с партизанами в лес. А через год, когда исполнилось 17 лет, я принял партизанскую присягу. Мне официально выдали в этой связи обрез винтовки СВТ-40, не очень надежное, но все-таки оружие", – рассказывает Король.

Он хорошо помнит свой первый бой, который произошел в марте 1943 года. "Партизаны устроили засаду в районе моста через реку Альма. Долго ждали. Наконец появились 12 немецких велосипедистов-автоматчиков. Всех немцев уничтожили в бою, правда, и троих товарищей потеряли. Так у меня появился первый трофей, да еще какой – немецкий автомат "Шмайсер", – отмечает Король.

По его словам, к подросткам немцы относились не так, как к взрослым мужчинам. Мальчишка получал различные задания по сбору разведданных. Под видом разнорабочего поселялся вблизи железнодорожных станций и в селах с оживленным движением. Там устраивался на работы, собирал информацию относительно дислокации немецких воинских частей, запоминал, когда, в каком направлении, сколько вагонов или автомобилей и с каким вооружением проходили через населенный пункт.

"Причем, ничего не записывал, чтобы не подставить под удар людей, у которых жил, и себя тоже. Старался запоминать большие объемы информации, а затем приходил связной, и я ему все рассказывал", – уточняет Король.

Несколько раз Николай был на грани ареста, но находились люди, в том числе среди полицаев, которые приходили в дом и предупреждали, что, мол, завтра будут немцы проверять документы и иногородним лучше всего уходить. Уходил к партизанам, чтобы опять получить новое задание.

"Удалось мне также собрать разведданные в Севастополе. Устроился работать к мужикам, которые лошадиными подводами возили продовольствие на немецкий склад, доставляли материал для ремонта дороги. Работал на все сто, чтобы немцы ни в чем не заподозрили, зато и многое узнавал", – вспоминает Николай Король.

Мальчишке удалось разведать у рабочих, которые загружали и разгружали немецкие транспорты в Южной бухте, что оккупанты привозят в Севастополь, а что увозят. В Николаевке досконально изучил расположение немецкого гарнизона, вплоть до конкретных пулеметных гнезд, зенитных орудий и количества постов охраны. 

Николай Король с сослуживцем в 1948 году. Севастополь

"В феврале 1944 года мне довелось принять участие в знаменитом Бешуйском бою, в ходе которого партизаны уничтожили большой отряд фашистов – до 500 человек. Мы же потеряли 38 человек. После такого нашего успеха немцы серьезно взялись прочесывать крымские леса. Нам пришлось несладко, мы все время меняли дислокацию, несли существенные потери. Это было очень сложное время", – говорит Король.

По его словам, в апреле 1944 года, когда Приморская армия стала развивать наступление от Керчи на Севастополь и немцы начали отступать, партизаны вышли из лесов и перешли к активным действиям. "Перекрыли немцам дорогу в районе Ангарского перевала, вступили в бой. Противник нас прижал с двух сторон. С большими потерями вышли из окружения, но и главную задачу выполнили – отвлекли на себя значительные силы немцев", – вспоминает Король.

3-й партизанский отряд, в котором служил юный Николай Федорович, вместе с другими отрядами 14 апреля 1944 года освободил Бахчисарай. В одном из боев Король получил контузию, пришел в себя только в полевом госпитале 24 апреля 1944 года. А 12 мая Крым был полностью освобожден от захватчиков.

После лечения в госпитале Король вернулся в Симферополь, пошел работать. Затем был призван на Черноморский флот, служил матросом в Балаклаве.

"Состояние здоровья не позволило продолжить службу на флоте, а я решил связать свою судьбу с профессией военного. Закончил военно-строительное училище в Ленинграде, дослужился в строительных войсках до майора", – заканчивает свой рассказ Николай Король. 

Николай Король и белорусский партизан Николай Мамон 

Николай Федорович Король награжден Орденом Отечественной войны II степени, медалью "За боевые заслуги" и другими государственными наградами.



Еще новости