Период +

ИСКАТЬ

Самые читаемые новости



7 мая 2015 00:02 Севастополь

Иван Патук: Взять Сапун-гору 7 мая было практически невозможно, но мы ее взяли

Севастополь, 7 мая. Крыминформ. Полковник в отставке Иван Иванович Патук - единственный живущий в Севастополе участник штурма советскими войсками Сапун-горы 7 мая 1944 года. "Раньше нас было значительно больше, а сегодня остался только я один", - говорит Патук. Он возглавляет ветеранскую организацию защитников и освободителей Севастополя, которая сегодня насчитывает всего несколько десятков человек.

Патук ежегодно в первых числах мая приходит на склон Сапун-горы, чтобы вместе с фронтовиками и севастопольцами вспомнить тот далекий драматичный день, когда Красной Армией была прорвана глубокоэшелонированная оборона немецко-румынских войск на подступах к Севастополю, когда пала высота - ключ к городу.

"Разведчики первыми пришли к подножию Сапун-горы, первыми были и на ее гребне, - вспоминает бывший командир усиленного передового разведывательного отряда 32-й гвардейской стрелковой дивизии. - Но все было не так просто…"

Что представлял собой усиленный разведывательный отряд?

Это было очень мощное специальное подразделение, сформированное для участия в Крымской наступательной операции. В отряд входила рота разведчиков /120-130 человек/, рота автоматчиков /120 человек/, две роты саперов, батарея 76-миллиметровых самоходных артиллерийских орудий /6 штук/, взвод ранцевых огнеметов /30 человек/, дивизион 120-миллиметровых самоходных артиллерийских установок, дивизион 85-миллиметровых противотанковых пушек и другие подразделения.

С таким вооружением и техникой наш отряд после высадки под Керчью шел впереди Приморской армии, фактически расчищая ей путь. Понятно, что мы собирали разведывательные данные, передавали их в штаб. Продвижение было стремительным, встретили серьезное сопротивление только под Феодосией, однако помогли крымские партизаны и подоспевшие основные части армии.

15 апреля мы вышли на подступы к Сапун-горе. Получили задачу из штаба армии атаковать сходу, однако я сообразил, что такая задача является нереальной и рискованной. Дело в том, что немцы создали здесь три линии обороны с ДОТами и ДЗОТами, бетонными окопами, минными полями, сплошными проволочными заграждениями, каждый участок местности они заранее пристреляли. Соваться в этот "ад" без артиллерийской и авиационной подготовки было неразумно - потеряли бы напрасно людей.

Какую задачу в итоге получил ваш отряд?

Отряд занял позиции за двумя безымянными высотами на подступах к Сапун-горе и приступил к тщательному изучению оборонительных сооружений и огневых точек противника. Летчики нам передали аэрофотоснимки позиций врага, однако они не раскрывали картину полностью.

Сделали вылазки в окопы немцев, захватили восьмерых пленных и получили много дополнительной информации. Вскрывали оборону противника, вызывая огонь на себя, сразу отмечали на карте позиции артиллерии и пулеметов противника. Однако полного представления об обороне не имели.

Тогда командир дивизии полковник Николай Кузьмич Закуренков поставил задачу провести разведку боем. С учетом знания позиций противника вошли с ним в соприкосновение. Немцы были вынуждены отвечать из всех огневых точек. А это нам и нужно было.

Таким образом, к началу мая я имел полную картину о немецких позициях и огневых точках.

Разведывательный отряд участвовал в штурме Сапун-горы? Это была лобовая атака?

Конечно, разведчики, усиленные артиллерией, пулеметами и автоматами 7 мая 1944 года шли первыми, облегчая задачу расположенным на флангах подразделениям, но не в лоб. Своими маневрами мы искали слабое звено в обороне немцев, то есть место прорыва. И в конце концов нашли его, причем там, где шла тропинка в самый центр Сапун-горы. Таким образом, передовые части вышли как раз к тому месту, где сейчас на Сапун-горе горит вечный огонь и возвышается Обелиск Славы.

Сюда вышел командир роты 82-го гвардейского стрелкового полка гвардии лейтенант Василий Жуков и вместе со своими бойцами водрузил Красное Знамя. Этому офицеру посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Как в дальнейшем действовал разведотряд при освобождении Севастополя?

Мы вошли в город, однако встретились с ожесточенным сопротивлением противника в развалинах домов. В этой ситуации нам хорошо помогали огнеметчики. Мы действовали отдельными штурмовыми группами по 15-20 человек, окружая противника, выкуривая его из подвалов. Так и дошли до мыса Херсонес, где окопались остатки немецких и румынских частей 17-й полевой армии, которые были разбиты танкистами 19-го танкового корпуса.

Чем занимались разведчики после капитуляции противника?

Мы разоружали противника, строили пленных в колонны по 100 человек и отправляли в Бахчисарай на сборный пункт. 90 таких команд мы отправили.

Как севастопольцы встречали освободителей?

Очень тепло. Мирные люди - в основном, старики, старухи и дети - выходили из укрытий, пытались делиться с нами скудным провиантом, но выходило наоборот. Мы отдавали измученным людям свои пайки, в том числе неприкосновенный запас. Мы были необычайно счастливы, воодушевлены, радовались как дети.

Разведчик Иван Патук начинал войну в июле 1941 года командиром стрелкового взвода в окопах под Винницей, а закончил помощником командира дивизии по разведке в Кенигсберге. Освобождал Кубань, Крым, Белоруссию, Прибалтику и Германию.

Был награжден двумя Орденами Красной Звезды, Орденами Отечественной войны трех степеней, Орденом Боевого Красного Знамени, а также медалями "За оборону Кавказа", "За взятие Кенигсберга" и "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов".



Еще новости