Период +

ИСКАТЬ


5 мая 2015 00:02 Севастополь

Вице-адмирал Леонид Чулков: 80 из 102-х лет – с Военно-морским флотом

Севастополь, 5 мая. Крыминформ. В Севастополе живет во многом уникальный человек – вице-адмирал в отставке Леонид Дмитриевич Чулков. В свои почти 103 года он каждый день начинает с прочтения свежих читает, не пропускает выпуски новостей по телевидению, пишет маслом картины, играет на гитаре, чинит родственникам бытовые приборы и чувствует себя превосходно.

За плечами нашего героя такая биография, которой хватит, наверное, не на один сценарий приключенческого фильма с элементами боевика. Наш герой тонул и не утонул в холодных водах Северного Ледовитого океана, в двух метрах от него просвистела, но не разорвалась бомба, не раз он попадал в ситуации, когда смерть просто обязана была прибрать его к рукам, однако судьба баловала его.

Рабочий с навыками инженера становится моряком

Родился Леонид Дмитриевич Чулков 18 июля 1913 года в семье сапожника в Самаре и на первом этапе своей жизни - к началу 30-х годов - вырос в токаря-фрезеровщика наивысшего 6-го разряда, ударника труда, рационализатора. "Сколько себя помню, всегда интересовался техникой, мог выточить практическую любую деталь, это доставляло мне удовольствие. Поэтому на работу ходил как на праздник", - вспоминает Леонид Дмитриевич.

Однако в 1934 году Чулков решил круто изменить свою судьбу, когда "добровольно, по разверстке горкома комсомола" поступил в Военно-морское артиллерийское училище им. ЛКСМ в Севастополе - сказалось и на нем массовое увлечение молодежи кораблями, самолетами и аэростатами.

Курсант Чулков пишет картину 

"Был высочайший патриотизм и просто интерес к военным профессиям, тем более, что рос качественно и количественно новый военный флот, и мне казалось естественным связать свою жизнь с такой романтической профессией, с новой техникой", - говорит Чулков.

По окончании училища он с энтузиазмом распределился на Николаевский судостроительный завод им. 61 коммунара командиром первый башни главного калибра новостроящегося крейсера "Молотов".

Боевая работа

Великую Отечественную войну Чулков встретил начальником отдела вооружения на Николаевском судостроительном заводе. Гитлеровцы подступали к городу, поэтому заводчане начали эвакуацию производства.

Чулков был включен в команду, которая должна была перегнать под буксирами в Севастополь недостроенные крейсер "Фрунзе" и эсминец "Огневой". "В последний момент на буксиры и палубы кораблей установили зенитные пулеметы, которые, как выяснилось позже, спасли нас. На переходе средствами ПВО были сбиты два немецких штурмовика, о чем писала газета "Красный черноморец" 31 августа 1941 года. Крейсер и эсминец благополучно прибыли в Севастополь", - рассказывает Чулков.

И вот уже молодой офицер - командир отдельной плавбатареи №4, которая обеспечила отход советских войск от Геническа по Арабатской стрелке, прикрывала сухопутные части при эвакуации из Керчи.

"В один из налетов авиации неприятеля плавбатарея получила прямое попадание бомбы в кормовую часть. Однако заряд не сработал. Можете представить мое состояние, когда буквально в двух метра от меня зияла развороченная палуба, - вспоминает Чулков. - Своим ходом дошли в поселок Камыш-Бурун, своими силами отремонтировали поврежденный корпус, а затем пришли в Тамань и чуть позже в Новороссийск".

После отступления советских войск из Крыма на кавказское побережье Леонид Чулков совмещал две должности: был командиром плавбатареи №4 и флагманским артиллеристом Керченско-Новороссийской военно-морской базы.

Леонид Дмитриевич вспоминает такой боевой эпизод: "От командования получил задачу развернуть корректировочный пост на сидящем на мели транспорте "Горняк" в 3 километрах от захваченной немцами Керчи и в 19 километрах от Тамани. Высадились на транспорт ночью. Утром осмотрели побережье, выявили цели, передали координаты. Наша артиллерия открыла прицельный огонь. Немцы, почувствовав, что с "Горняка" могут работать корректировщики, послали на него катер с автоматчиками. Что делать? Мы со связистом спрятались в полузатопленном водой и маслом трюме. Немцы долги осматривали "Горняк", однако нас не нашли".

После учебы на высших офицерских курсах в Самарканде в феврале 1943 года Чулков получает в командование артиллерийскую боевую часть эсминца "Железняков", однако в ноябре весь экипаж корабля откомандировывается в Мурманск.

На эсминце Железняков

На волоске от смерти

"Железняковцы" в апреле 1944 года всем экипажем загрузились на транспорт конвоя и отправились в Великобританию принимать новый корабль, построенный англичанами.

30 апреля 1944 года в открытом море немецкая подводная лодка выпустила по транспорту две торпеды - обе попали в цель. Судно раскололось на три части, две утонули сразу /погибли 67 человек/, а кормовая часть, в которой находился Чулков и группа моряков - осталась на воде. Чуть позже в наградных документах было записано, что капитан-лейтенант Леонид Чулков возглавил борьбу за живучесть гибнущего судна, своими решительными действиями спас часть экипажа.

"Через сорок минут, пока мы заделывали пробоины и тушили пожар, подошли английские эсминцы охранения и подобрали нас", - вспоминает Чулков.

В Великобритании команда приняла английский эсминец, который получил название "Достойный", быстро изучила его и через три месяца перегнала корабль из Ньюкасла в Мурманск.

С августа 1944 года по май 1945 года эсминец "Достойный", на котором Чулков служил помощником командира корабля, принял участие в проводке конвоев, в 28 различных боевых эпизодах, во время которых потопил две подводные лодки противника. За что и получил Леонид Дмитриевич Орден Боевого Красного Знамени.

Советский флот - в Средиземном!

После войны с должности командира эсминца "Достойный" Чулкова назначают старпомом линкора "Архангельск", в 1949 году - старпомом линкора "Новороссийск" Черноморского флота, в 1951-м - командиром новенького, только что сошедшего со стапелей Николаевского судостроительного завода крейсера "Адмирал Нахимов".

"Отработка организации службы, качественное выполнение боевых задач позволило нам в первом же году занять ведущее место среди кораблей эскадры. Это, видимо, обеспечило выбор для похода в Средиземное море в 1954 году. Крейсер "Адмирал Нахимов" и два эсминца совершили под флагом адмирала Горшкова поход в Албанию, открыв начало организации боевой службы советского флота в Средиземном море", - говорит Чулков.

По его словам, в 1955 году крейсер был избран в качестве стартовой площадки для обеспечения испытания первой установки крылатых ракет КСЩ. Всего за время испытаний на крейсере было произведено 20 пусков, что в дальнейшем дало основание для разработки этого типа ракет и принятия их на вооружение флота.

"Новое ракетное оружие интересовало руководителей партии и правительства. На пусках побывали Хрущев, Булганин, Маленков, Микоян, Кузнецов, Горшков. Надо ли говорить о напряжении личного состава на крейсере все это время? Но все мы честно выполнили возложенную на нас задачу", - пишет в своих воспоминаниях Чулков.

На крейсере "Адмирал Нахимов" Н.Хрущев и Г.Жуков

Новые задачи - новая география

После учебы в Академии Генерального штаба /1956-1958/ Леонид Чулков был назначен в Советскую Гавань командиром дивизии крейсеров, на которой получил звание контр-адмирал. Однако в 1961 году произошло значительное сокращение вооруженных сил СССР на один миллион сто тысяч человек, и Леонид Дмитриевич возглавил дивизию противолодочных кораблей во Владивостоке.

"Это было совершенно новое соединение кораблей, которое было образовано исходя из новых военных угроз. Как полагало советское правительство, они, в первую очередь, исходили от подводных лодок противника, и субмаринам нужно было найти достойный ответ. В это время флот пополнялся различными типами противолодочных кораблей", - вспоминает Чулков.

И с новыми задачами контр-адмирал и его подчиненные справились, поэтому вполне логичным выглядело его назначение заместителем командующего ТОФ по тылу. И тоже - с непростой задачей. Как раз в это время советский флот выходил в океанскую зону, где нужно было обеспечить развертывание тыловых структур.

Продолжил Чулков службу в качестве командира Керченско-Феодосийской ВМБ - начальника научно-испытательного центра ВМФ. В те годы в СССР велись разработки новых типов вооружений вплоть до лазерного, которые и испытывались на крымских полигонах Чауда и Опук.

За годы военной службы Леонид Чулков награжден тремя орденами Боевого Красного Знамени, орденом Великой Отечественной Войны 2 степени, тремя орденами Красной Звезды, медалями "За боевые заслуги", "За оборону Севастополя", "За оборону Кавказа", "За оборону Советского Заполярья".

Большая семья

У Леонида Дмитриевича большая и любящая его семья: дочь, два сына, внук, четыре внучки, пять правнуков, правнучка, зятья и невестки.

С Татьяной Васильевной – любимой и единственной супругой - он прожил 71 год. Она делила с ним все тяготы и лишения воинской службы. Где бы он ни служил, везде была рядом с ним, а это - Севастополь, Николаев, Поти, Ваенга /Североморск/, Советская Гавань, Владивосток, Феодосия и Севастополь.



Еще новости