Период +

ИСКАТЬ


23 апреля 2015 00:02 Симферополь

Неби Алиев: "Бессмысленность и жестокость войны понимаешь только на поле сражения"

Симферополь, 23 апреля. Крыминформ. Победа в Великой Отечественной войне далась советскому народу очень высокой ценой. С тех пор утекло много воды, но человечество продолжает разжигать конфликты, игнорируя память тех, кто пережил ужасы военных лет.

"Людям выгодно забывать то, что заставляет их бояться. Мы предпочитаем гордиться доблестью собственных побед и замалчиваем то, как они нам достались. Таков мир, и с этим, наверное, ничего не поделаешь", – с таких слов начинает вспоминать свой фронтовой путь Неби Джемалединович Алиев, крымский татарин, участник боевых действий на Северо-Кавказском фронте.

Родился Неби Алиев 10 января 1917 года в селе Коклуз. Этот населенный пункт, расположенный в Бахчисарайской долине, в те годы относился к Куйбышевскому району. Закончив школу и Ялтинское педагогическое училище, молодой человек до вступления в ряды Красной Армии успел поработать директором школы в родном селе. Призвался Неби в 1940 году как красноармеец-связист 67-го батальона 128-й дивизии Калининского военного округа, ставшего впоследствии Прибалтийским.

"Только что завершилась Финская война. Мы её называли зимней. Наши части тогда дислоцировались в Прибалтике, так сказать, предвосхищая вхождение этих территорий в состав СССР", – становится понятно, что сейчас воспоминания столь далеких дней даются старику с большим трудом. Но, тем не менее, Неби продолжает: "В 41-м, когда началась Великая Отечественная, я учился в Смоленском военно-политическом училище им. Молотова. Получил звание старшего лейтенанта и с 1942 года участвовал в боевых действиях Северо-Кавказского фронта. Был заместителем командира 7-й роты 274-й Сухумской дивизии ВВ МВД".

Вот здесь уже, в отличие от Прибалтики, было всё характерное для войны: стрельба, бомбежка, взрывы, загранотряды и смерть. Смерь вообще была везде и всюду, ее было слишком много. Не замечать "старуху с косой" не помогали даже фронтовые сто граммов спирта. Несколько раз смерть почти настигала и нашего героя, дышала ему в затылок, но ухватить его так и не смогла. Первое ранение в левое предплечье было легким, а вот второе, в бедро, полученное 31 марта 1943 года недалеко от села Свистельниково под Краснодаром, стало роковым и не позволило дальше находиться на фронте.

Больше всего в память ветерана врезалась сложная, ужасная дорога до госпиталя. Грузовой автомобиль, на котором везли раненых, подвергся бомбардировке. Взрыв снаряда перевернул транспорт вместе с людьми в кузове – всех буквально раскидало по полю. Здесь, прежде чем его нашли, Неби пролежал четыре дня.

"Вот в такие минуты ты и осознаешь, что такое война. Когда в твоей ране заводятся черви, когда вокруг стонут умирающие, а ты чувствуешь запах горелого, а после - гниющего человеческого мяса. А самое страшное – это твое бессилие, неспособность взять все это и исправить, – на глаза наворачиваются слезы, но старик продолжает: – Война бессмысленна. Этого не понять тем, кто не видел того горя, которое она приносит в угоду политикам и власть имущим. Не дай Бог пережить это хоть кому-то снова!".

В минуты боли время застывает, и четыре дня превратились в вечность, наполненную страданием. В затухающем сознании сформировалась устойчивая мысль, что это, наверно, всё – конец. Но судьба распорядилась иначе, и умирающего замкомандира роты все же нашли.

 

 

А дальше были долгие месяцы пребывания в госпитале и снова служба, но уже не на фронте. С каждым днем Великая Победа становилась все ближе, но для Неби Джемалединовича Алиева, как и для всего крымско-татарского народа, судьба приготовила другое испытание. Впереди ждала депортация и долгий путь домой.



Еще новости