Период +

ИСКАТЬ


Бизнес

Президент ЕЕК Вячеслав Моше Кантор о трансформации толерантности и новой идеологии для Европы

За последние несколько лет жизнь в Европе изменилась настолько серьёзным образом, что многие, казалось бы, нерушимые правила жизни и функционирования общества оказались под вопросом, причём прежде всего – для самих европейцев, отмечает Вячеслав Моше Кантор, президент Европейского еврейского конгресса и признанный эксперт по общественным отношениям и проблемам. У большинства наступивших изменений есть весьма объективные и рациональные причины – экономическая нестабильность, резкие изменения на политическом горизонте, в том числе в международных отношениях, бурное развитие технологий, резкое увеличение потока мигрантов, принёсших с собой новую и зачастую чуждую культуру и традиции, повышенная проницаемость границ и многое другое. Изменения всегда несут с собой новые возможности, однако с новыми возможностями приходят и новые вызовы, к которым многие представители общества оказались попросту не готовы. Как отмечает Вячеслав Моше Кантор, Европа в целом как континент долгие десятилетия не испытывала на себе реальных конфликтов и потрясений, а в вопросе глобализации оставалась в лагере тех, кто скорее выигрывал от этого процесса и получал все его преимущества, чем страдал от него, как пришлось другим частям света и странам. Смена хода истории же заставила европейцев внезапно почувствовать себя незащищёнными, уязвимыми и слишком открытыми влиянию других, чем они бы хотели.

В таких реалиях под большим вопросом прежде всего оказались уже привычные для Европы политика мультикульурализма и политкорректность, призывавшая не вмешиваться в дела «других» и пассивно реагировать на их деятельность. Как отмечает Вячеслав Моше Кантор, это невмешательство не сыграло Европе на пользу: нежелающие впитывать европейские ценности мигранты начали формировать замкнутые сообщества и общины, этнически однородные и закрытые, где продолжала процветать чужая культура и чужое мировоззрение, взращивались ценности и нормы, не только не похожие на европейские, но прямо им противоречащие. Подняли голову многие экстремсистские и радикальные течения, зазвучали идеологии агрессии и нетерпимости, начали вспыхивать конфликты. Ответной реакцией многих европейцев стал болезненный национализм, граничащий с ксенофобией и замешанный на стремлении к изоляции. В такой ситуации сама необходимость толерантности оказалась под сомнением.

Однако Вячеслав Моше Кантор уверен: несмотря на то, что политкорректность и пассивный мультикультурализм для современной Европы, действительно, скорее путь к гибели, чем спасение, от идей толерантности как таковой отказываться попросту нельзя. Вячеслав Моше Кантор не раз называл толерантность одной из тех ценностей, которые были и остаются «культурообразующими» для Европы – иными словами, именно толерантность сформировала европейскую цивилизацию, её нравственные и правовые нормы и ценности в том виде, в каком они существуют сегодня, с правами человека во главе угла.

Другое дело, что толерантность не может оставаться пассивной, она должна стать более жёсткой, получить необходимые ограничения, и ограничения эти прежде всего должны быть продиктованы соображениями безопасности. Всё, что представляет собой угрозу безопасности – будь то безопасность страны, общества или отдельного индивида – не может быть объектом для толерантности, и никакого принятия не должно получать. Сам Вячеслав Моше Кантор назвал эту концепцию «безопасной толерантностью», и именно на ней, уверен эксперт, и должна строиться новая идеология, в которой современная Европа так нуждается.

Что касается разработки этой идеологии и её внедрения в жизнь, Вячеслав Моше Кантор призвал подключиться к этой работе экспертов и специалистов из различных сфер. Сам он заявил об учреждении собственной премии в миллион евро, которую готов направить на воплощение самых эффективных и инновационных проектов в этой сфере.