Период +

ИСКАТЬ

Самые читаемые новости



24 апреля 2015 00:02 Симферополь

Виктор Воронков: "Еще несколько лет после войны мы зачищали Западную Украину от националистов"

Симферополь, 24 апреля. Крыминформ. Ветеран МВД и участник боевых действий из Симферополя Виктор Павлович Воронков никогда раньше не давал интервью журналистам. О нем не писали газеты, не снимали сюжеты на телевидении, но история, которую он рассказал Крыминформу о своем боевом прошлом, без сомнения заслуживает того, чтобы о ней знали.

Для Виктора Павловича Великая Отечественная война закончилась не 9 мая 45-го, а гораздо позже. Еще несколько лет после Великой Победы он принимал участие в спецоперациях по ликвидации остатков националистических группировок на Западной Украине.

 

А началось все с завода "Уралмаш", куда в 1939 году 14-летний Виктор устроился на работу, чтобы прокормить свою семью: маму и троих детей. "Было очень голодно в то время, – вспоминает Воронков. – По карточкам выдавали очень мало продуктов: недельного пайка хватало всего на один день".

С началом войны "Уралмаш" перепрофилировали на выпуск военной техники, рабочая смена длилась 12 часов. Днем и ночью рабочие стояли у станков, собирая танки, пушки, "Катюши" и другое вооружение для фронта. Виктор Павлович помнит, что жил в бараке "под несчастливым номером 13". По ночам там с потолка на спящих рабочих падали клопы и тараканы.

В августе 44-го Воронкова призвали на военную службу в 375-й стрелковый полк Внутренних войск НКВД и направили на освобожденные территории Западной Украины, а оттуда – маршем в Польшу. В Польше войска НКВД занимались обезвреживанием оставшихся группировок немцев, а также украинских националистов, перебежавших через границу.

"Наша часть находилась в Освенциме, вблизи печально известного лагеря смерти, – рассказывает Виктор Павлович. – Туда свозили немецких военнопленных, после чего направляли их на освобожденные территории восстанавливать разрушенное хозяйство. Когда немцы проходили комиссию, помню, их заставляли оставлять все свои вещи, а местные жители подбирали их. Тогда был страшный голод, и очень много пленных умерли".

День Победы 9 мая полк Воронкова встретил в Освенциме. Вся воинская часть ликовала. А потом началась большая демобилизация: отвоевавшие победители стали возвращаться домой. Но для подразделений внутренних войск, по большому счету, все только начиналось.

На Западной Украине вновь проявились националисты, и воинская часть, где служил Виктор Павлович, была направлена на их ликвидацию. Полк развернулся около города Броды во Львовской области.

"Бандиты прятались в разных местах: в лесах, в деревнях, – рассказывает Воронков. – Вот, например, стоит обычный пенёк в лесу, а под ним, оказывается, схрон бандеровцев со всеми удобствами. У них там и продукты были, и хлеб, и колбаса. Или, бывало, заходят наши солдаты в хату, отодвигают печку, а схрон прямо за ней".

Команда "в ружье" звучала в полку чуть ли не каждую неделю, как только поступали данные разведки об обнаружении той или иной группировки. На операции ездили на американских студебеккерах. Машины подъезжали и останавливались за несколько километров от предполагаемого логова, а дальше солдаты шли пешком. Оцепляли территорию, устраивали засады и ждали…

Виктор Павлович был связистом и вспоминает, что до начала самого боя иногда приходилось лежать в оцеплении не одни сутки. Рядом – вещмешок с куском хлеба, сахаром и салом и тяжелая радиостанция с источником питания.

Солдаты незаметно подползали к схрону, где прятались националисты, и забрасывали туда гранату, после чего все и начиналось. Каждый бой уносил жизни боевых товарищей Виктора Павловича – такова была цена послевоенного мира в западных областях Украины.

"После боя почти каждый раз человек 5 везем убитыми. Но и врагов уничтожали много, хотя, конечно, было лучше, когда брали живых, правда, не всегда получалось, – делится воспоминаниями ветеран. – Убитых националистов возили на опознание в деревню. Там прислоняли их к забору, чтобы местные могли опознать, кто это".

Виктор Павлович рассказывает, что местные жители оказывали поддержку бойцам ОУН-УПА, прятавшимся от советских войск. Они кормили их, снабжали необходимыми вещами, а женщины иногда сами одевались в форму националистов, становились у них связными. Без поддержки местных, уверен ветеран, так долго бандеровцы не могли бы бесчинствовать.

"Они выкалывали глаза нашим солдатам, выжигали у них звезды, – рассказывает Воронков. – Маскировались под наших: надевали телогрейки, брали автоматы и ходили по селу группками по 3-5 человек. Бывало, что наши встречали их, но как сразу понять, обычные это селяне или бандиты? Или, допустим, была коллективизация в западных областях. Провели собрание, как полагается, выбрали председателя. Все хорошо, организовался колхоз, а наутро председатель повешен, дома горят…"

"И местным приходилось несладко, простой, нормальный народ, он ведь везде есть – добавляет Виктор Павлович. – Они тогда между двух огней оказались. С одной стороны бандеровцы, их же земляки, а с другой стороны – наши… Вынуждены были помогать им".

По окончании срочной службы в 1951 году Воронков еще год отслужил сверхсрочно, а потом, после попытки устроить гражданскую жизнь на Урале и в Кургане, снова вернулся на военную службу на Украину. В 1964 году Виктор Павлович перевелся в Крым, в село Перевальное: был связистом в центре подготовки иностранных военнослужащих. После, до выхода на пенсию, служил в Симферополе.

 

 

Сейчас Виктор Павлович живет в крымской столице, а его большая семья разбросана по всему миру: сын с семьей живет в Германии, внуки – в Америке и Канаде. В этом году ветеран отметит свой 90-летний юбилей.



Еще новости