Период +

ИСКАТЬ


21 апреля 2015 00:02 Симферополь

Николай Маркианов: "Дети не должны видеть беспощадного пожара войны!"

Симферополь, 21 апреля. Крыминформ. Наш святой долг - почитать ушедших из жизни в годы Великой Отечественной войны, а ещё более - брать пример с оставшихся в живых. В сердце каждого из нас жива память о самой страшной и кровопролитной войне, которая ворвалась на нашу Родину, разрушила сотни городов, искалечила миллионы судеб, залила кровью каждый сантиметр маленького и прославленного Крымского полуострова.

В 1962 году Роберт Рождественский написал строки, посвящённые памяти о Великой Отечественной: "Это нужно не мёртвым, это нужно живым". Погибших не вернуть, не вернуть и тех ветеранов, которые ушли от нас за 70 последующих лет. Однако среди ныне живущих рассказы о войне пробуждают самые искренние и трогательные чувства, всё то, что есть в человеке подлинное, само его естество. Без доли смущения, не скрывая слёз, люди разных возрастов и статусов переживают с воспоминаниями ветеранов ужасы войны. Какое-то особое чувство почтения вызывают те ветераны, которые с улыбкой на лице говорят о прожитых годах и оптимистично смотрят в будущее.

Николай Иванович Маркианов в свои 90 мечтает дожить до 100-летнего юбилея празднования Великой Победы. Делиться с молодым поколением воспоминаниями, пусть и самыми страшными в жизни, Николай Иванович считает своим долгом, именно поэтому он регулярно приходит в симферопольские школы на "уроки мужества". Общаться с журналистами ветеран тоже не стесняется и слегка смущается, лишь заметив фотографа. 

 

"Ой, непричёсанный я, не готов для фотографий, 70 лет Победы всё-таки. Но не это главное.  Не мешало бы до 100 лет Победы дожить. Вот как надо", -  говорит ветеран.

Николай Иванович свой боевой путь начинал совсем мальчишкой, в 41-ом ему было всего 15 лет.

"Когда началась война, мне было 15 лет. Я 17 декабря 1925 года рождения. Родился на Кавказе. Служить начинал в составе Северокавказского фронта. Наш полк формировался в Грозном. Там фашисты намеревались захватить богатые районы нефтедобычи. Очень сильно немцы рвались к нефти грозненской. Мы им преградили путь. Городок Моздок в Чечено-Ингушетии 4 раза переходил из рук в руки, но мы его всё-таки отбили и погнали врага в сторону Краснодара. Отстояли и его, после - Новороссийск", - вспоминает Маркианов.

Кровопролитные бои развернулись в районе Новороссийска. Советские воины оставили большую часть города и закрепились на его околице - в Цемесской бухте. В результате пятимесячных боев фашистские полчища захватили много районов Северного Кавказа, но прорваться в Закавказье, захватить нефтяные богатства Баку и Грозного им не удалось. С 1 января 1943 года Советская Армия начала наступление, вытеснила врага со значительной территории Северного Кавказа, освободила Краснодар и Ростов.

"Потом повернули на Керчь. С Чушки высаживались ночью. Немцы повесили фонари, ужасные фонари на парашютах. Было светло, как днём. Но мы всё-таки преодолели эти преграды: где - по-пластунски, где - броском по 100 метров. Ранняя зима наступила, было очень холодно. Корабли были перегружены, и была большая осадка, так что близко к берегу не подойти было.  Капитан корабля приказал прыгать, и мы прыгали с кораблей прямо в воду. Мокрые все, кто по пояс, кто выше. А немцы оказались негостеприимные, обсушиться не дали", - смеётся Николай Иванович.

Бои десантников на окраине Керчи. Ноябрь 1943 года

Северокавказский фронт был переформирован в Отдельную Приморскую армию, в рядах которой Николай Маркианов стал одним из освободителей Крыма от фашистских захватчиков.

"Освободили Симферополь. Пошли наступлением на Севастополь. Там была большая преграда – Сапун-гора. Несколько рядов укреплений немецких там было, и за каждое они сражались упорно", - рассказывает ветеран.

Девять часов штурма понадобилось советским войскам, чтобы ключевая позиция противника - Сапун-гора - пала. Этот рубеж предрешил освобождение Севастополя. Там, в городе русских моряков, для Николая Ивановича Маркианова закончилась война. Ещё через несколько лет завершилась и военная служба, но Маркианов не стал возвращаться на Кавказ, остался в Крыму. Грудь Николая Маркианова увешана наградами, но самые дорогие его сердцу первые, ещё солдатские.

"Самая дорогая награда - солдатская "За отвагу", 4 штуки их у меня, есть медаль за Севастополь", - с гордостью говорит Николай Иванович.

"Самое главное, и я часто хожу на уроки мужества в школы и говорю об этом, чтобы дети не знали пожара войны, потому что каждая война приносит большое горе почти в каждый дом.  Сейчас, казалось бы, мирное время, а на Юго-Востоке /Украины/ льётся кровь. Кровь стариков, женщин и детей, которые оружия в жизни никогда не держали. Это неправильно. Неправильно было 70 лет назад, неправильно сейчас и никогда так быть не должно!" - убеждён Николай Маркианов. 



Еще новости